adware spyware removal programs
Dashunka

«Это моя!» или надо ли делиться игрушками?

Вопрос дележки игрушек между детьми часто встает в двух ситуациях: когда вы гуляете на детской площадке и когда в вашей семье двое или больше детей. И хотя для нас взрослых дележка лопаток и ведерок для песка или Дисней игрушки не кажется чем-то значительным, на самом деле - это важный этап в формировании личности малыша. Стоит ли принуждать ребенка к делению, навешивать ярлыки «жадина» и что по этому поводу думают психологи, мы выясним в нашей статье.



Не делятся только «жадины»?

Практически на каждой детской площадке можно встретить картину: чужой малыш заинтересовался игрушкой вашего ребенка, и вы всеми силами уговариваете малыша поделиться, чтобы не быть «жадиной». Если ваше чадо протестует и не хочет отдавать свое, вы чувствуете себя неловко перед другими родителями, чужим малышом, боитесь, что вас обвинят в плохом воспитании. В общем, вы думаете о чувствах всех окружающих, включая себя, кроме… своего ребенка. Что в этот момент чувствует ваш малыш, вы и не задумались.

Чтобы понять его ощущения, давайте смоделируем ситуацию Вы пришли в парк, чтобы отдохнуть, уютно устроились на скамейке с любимой книгой и чашкой кофе. Тут к вам подходит абсолютно незнакомый человек и просит вас поделиться кофе и книгой, а ваш спутник быстро выхватывает все это из ваших рук и отдает незнакомцу. Как только вы начинаете возражать, вам говорят «Ай яй яй, как не стыдно! Нужно делиться, ну ты и жадина!». И что вы чувствуете в этот момент? Ваши границы нарушены, ваше мнение не спросили, вдобавок еще и жадиной назвали. Вот так же чувствует себя малыш, у которого отобрали игрушки, ведь для него его вещи не менее важны, чем для вас - ваши. А если с детства ребенок будет считать нормой, что его вещи может забрать любой желающий, страшно представить, каково ему придется в школе и во взрослой жизни.

Примерно такие же ощущения испытывает ребенок, когда его младший брат или сестричка постоянно покушаются на его игрушки. Зачастую родители, чтобы избежать капризов младшего, просто приказывают старшему поделиться, несмотря на его желания.

Прочитав это, вы наверняка растерялись, ведь то, чему нас самих учили в детстве, оказалось не совсем правильной моделью поведения. Ниже приведены советы психологов, как правильно вести себя в подобных ситуациях.


Отстаиваем права на детской площадке

Имейте в виду, что до 3-4 лет дети еще не понимают принципы «мое и чужое», для них все, что он видит, кажется «его». Поэтому, если ваш малыш заинтересовался чужой игрушкой, нужно объяснять, что «это чужое и нельзя трогать без разрешения». Если разрешения взять игрушку вы так и не получили, постарайтесь отвлечь внимание малыша на другой объект.

Попытайтесь научить малыша меняться игрушками, если к нему обратились с хорошими намерениями. Расскажите о всех преимуществах обмена: на время можно поиграть с другой интересной игрушкой, а потом получить свою обратно.

Помните, ребенок не обязан делиться! Если у него нет желания отдавать свою вещь, поддержите его и помогите ему отстоять свое право. Ни в коем случае не ругайте и не называйте «жадиной».

Чтобы избежать неприятных ситуаций, постарайтесь не брать на площадку новые, дорогие или любимые предметы. Лучше завести отдельный пакет для прогулок и брать с собой побольше игрушек, которые не жалко извозить в песке, потерять или сломать. Разнообразие пригодится вам в обмене на другие игрушки.


И помните, главная задача родителей - не научить делиться, а показать, что можно весело играть вместе. Помогите наладить общение, предложите разные варианты совместных игр.


Делимся с братиками и сестричками

Некоторые простые советы психологов помогут вам избежать большинство противостояний детей при дележке игрушек:

У детей должны быть общие и свои личные игрушки. Общими они играют вместе, а личные могут брать только с разрешения собственника. Будет отлично, если у каждого ребенка будет свое место (стол, ящик, полка) для хранения личных игрушек.

Если возникают споры при дележке общих игрушек, можно придумать график (например, по четным и нечетным числам) или другой вариант поделить время справедливо, когда каждый сможет с ней поиграть.

Постарайтесь, чтобы новые игрушки покупались детям одновременно (естественно, кроме дней рождений), они могут быть разными в зависимости от их интересов.

Важно научить детей правильно и вежливо просить разрешение поиграть или поменяться игрушкой. Также нужно уважительно относиться к отказу и понимать, что каждый имеет право отказать и это нормально.


Главное не вешать ярлык «жадины» и избегать принципа «всегда уступай младшему», нужно уважать и беречь чувства каждого ребенка.


Подведем итоги

Родители и остальные взрослые должны уважительно относиться к тому, что ребенок не хочет делиться своими вещами. Это абсолютно нормально, ведь у каждого человека есть право распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Родители должны научить малыша уважать права других детей, вежливо спрашивать разрешения, предлагать варианты и в случае необходимости воспринимать отказ. Тогда из ребенка вырастит достойная личность, которая уважает других, но не дает нарушать свои границы.